История развития веб-технологий

Эволюция web-технологийВ предыдущей истории шла речь о создании сети интернет и всемирной паутины. Теперь будет повесть о развитии веб-технологий: языков веб-программирования, серверных программ и мультимедийных платформ. В данной статье я постарался наиболее всецело описать процесс эволюции технологий, в тоже время не заходя в глубокие дебри их описания.

Пусть простят меня скрупулезные программисты, если не найдут в моём рассказе каких-нибудь важных, но не очень популярных web-технологий.

Развитие HTML

Сначала был HTML…
Первая версия языка разметки гипертекста (HyperText Markup Language, HTML) была разработана в 1991 году сотрудниками CERN. За его основу взят SGML (Standard Generalized Markup Language), стандартный язык структурной разметки. Разметка была логической, то есть не несла никакой информации о внешнем виде документа, а лишь указывала границы и соподчинение его составных частей. Позднее была добавлена возможность выделения текста. HTML 1.0 не был стандартизирован, так как на данный момент существовал только один браузер, Mosaic.

В 1995 году появилась первая спецификация для языка гипертекстовой разметки, HTML 2.0. В ней появилась возможность вставлять рисунки, гиперссылки (выделенные области документа, позволяющие переходить к другому документу) и формы отправки информации на сервер.

С появлением спецификации HTML 3.2 (версия 3.0 не стала стандартом) начался подъем в web-дизайне. Были реализованы таблицы, разметки математических формул, обтекание текста вокруг объектов. Самым важным обновлением в данной версии HTML была поддержка Каскадных таблиц стиля (Cascading Style Sheets, CSS), позволявших производить графическое описание документа отдельно. Таким образом разрешались противоречия между идеологиями структурной разметки и визуального представления.

Текущая версия HTML 4.01 была стандартизирована 24 декабря 1999 года. Она отличается законченностью и полнотой, а также поддерживает усовершенствованную версию CSS.

По мере роста количества и изменения качества документов в Интернет, росли предъявляемые к ним требования. Простота HTML превратилась в его главный недостаток. Ограниченность количества тегов и полное безразличие к структуре документа побудили разработчиков в лице консорциума W3C к созданию такого языка разметки, который был бы не столь сложен, как SGML, и не настолько примитивен, как HTML. В результате появился язык XML, сочетающий в себе простоту HTML, логику разметки SGML и удовлетворяющий требованиям Интернета. Он используется для создания многих web-приложений, в том числе и для мобильных устройств.

Развитие web-серверов

Изначально, основой Всемирной паутины были web-сервера CERN httpd, написанные Тимом Бернерсом-Ли на языке программирования Си. Сервер NCSA httpd появился после CERN, когда возникла потребность в небольшом и быстром web-сервере. Позднее к проекту подключились другие авторы, которые стали накладывать свои патчи (программы-дополнения). В 1995 году Брайан Белендорф объединил эти патчи и создал первую версию сервера Apache (сокращение от «a patchy server»), который по настоящее время занимает лидирующую позицию по популярности.
Первая версия имела номер 0.6.2. В декабре 1995 года вышел релиз Apache 1.0. В следующие годы группа разработчиков расширилась, и Apache был портирован на различные операционные системы.
В 1999 году была создана некоммерческая организация Apache Software Foundation, а в марте 2000 года состоялась первая конференция разработчиков под названием ApacheCon, где была представлена версия Apache 2.0. В ней была переработана предыдущая серверная архитектура.
На сегодняшний день существуют 2 ветки Apache — 1.3 и 2.0.
Одновременно с появлением Apache, компания Microsoft выпустила коммерческий web-сервер Internet Information Server (IIS), как надстройку для операционной системы Windows NT 3.51. В этой версии отсутствовали многие возможности, но имелись стандартные веб-службы, FTP и Gopher. В более поздней версии IIS3, вышедшей в 1997 году, появились новые возможности, такие как Active Server Pages (ASP), а через год в IIS4 упразднена служба Gopher и значительно расширен набор параметров.
В 2003 году вышел web-сервер IIS6 в составе операционной системы Windows Server 2003. В данной версии произошли значительные изменения: добавлена поддержка программной платформы .NET и применен новый подход с точки зрения безопасности.
С момента появления по настоящее время IIS является вторым по популярности web-сервером. Остальные существующие сервера созданы для выполнения узкопрофильных задач и пользуются сравнительно небольшой популярностью. Например, программа HTTP File Server, написанная в 2002 году Массимо Мелиной, работает, как простой сервер для передачи файлов по сети, а Lighttpd (2003) создана для использования на сильно нагруженных системах.

Развитие языков web-программирования

Web-программирование – это раздел программирования, ориентированный на разработку динамических web-приложений. Языки web-программирования делятся на серверные (команды которых обрабатываются web-сервером) и клиентские (команды обрабатываются браузером). Для связи с сервером используется интерфейс CGI (англ. Common Gateway Interface — «общий интерфейс шлюза»).
В 1994 году датский программист Расмус Лердорф создал набор сценариев на Perl/CGI для вывода и учёта посетителей его онлайн-резюме, обрабатывающий шаблоны HTML-документов. Лердорф назвал его PHP (англ. Personal Home Page – «личная домашняя страница»). Вскоре функциональности и быстроты Perl, интерпретатора скриптов, перестало хватать, и, спустя год, Лердорф разработал с использованием языка C новый интерпретатор шаблонов PHP/FI (англ. Personal Home Page / Forms Interpreter — «Личная Домашняя Страница / Интерпретатор форм»), который мог становиться частью web-сервера. PHP/FI был размещен в Сети для всеобщего использования, и началось его повсеместное распространение. К концу 1997 года РНР использовался более чем на пятидесяти тысячах сайтов.
Так как исходный код интерпретатора был открыт, то энтузиасты стали заниматься его доработкой, и летом 1998 года появился РНРЗ – разработка Зива Сураски и Энди Гутманса. РНРЗ был создан практически «с нуля», так как его авторы сочли код предыдущих версий недостаточно эффективным. Кроме того, РНРЗ стал весьма легко расширяемым продуктом.
В 2000-м году вышла разработанная компанией Zend Technologies четвертая версия интерпретатора РНР, дополненная множеством новых функций. В настоящее время именно она является наиболее распространенной — РНР используется более чем на 20% сайтов Сети.
Разработка первого клиентского языка велась в 1992-1995 годах компанией Nombas. Этот язык, названный Cmm («Си-минус-минус») не получил широкого распространения, так как сценарии, написанные на нем работали только в 16-битовом Netscape Navigator под управлением Windows.
В это же время, группа разработчиков компании Netscape под руководством Брендона Айха создала язык LiveScript, который впоследствии был переименован в JavaScript и стандартизован Европейской компьютерной ассоциацией.
В 1996 году компания Microsoft выпустила технологию ASP (англ. Active Server Pages — «активные серверные страницы»), позволяющую подключать программные модули во время процесса формирования web-страницы. Относительная популярность ASP основана на простоте используемых при этом языков Visual Basic Script и JScript (аналога языка JavaScript).
Технология ASP получила своё развитие в виде ASP.NET в 2003 году. Разработчики могут писать код для ASP.NET, используя практически любые языки программирования, входящие в комплект программной платформы .NET (C#, Visual Basic.NET, и JScript .NET).
В 2005 году была разработана технология AJAX (от англ. Asynchronous JavaScript and XML — «асинхронный JavaScript и XML»). Это новый подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов web-приложений, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с сервером.

Развитие мультимедийных платформ для WEB

В 1995 году Джон Гей и Роберт Татцуми из компании Future Wave разработали программу FutureSplash для создания анимации методом векторного морфинга (плавной трансформации изображения). В этой версии присутствовал программный модуль, позволяющий просматривать анимацию в web-браузере.
В 1996 году Future Wave была куплена компанией Macromedia и программу FutureSplash переименовали во Flash 1.0. Дальнейшие версии программы претерпели множество изменений и получили широкое распространение в сети Интернет.

Поворотным моментом в истории Flash было добавление языка сценариев в четвертую версию, впоследствии названного ActionScript. Появилась возможность создавать с помощью Flash игры, интерактивные презентации, приложения. Также во Flash 4 появилась возможность использования сжатия звука mp3.
В 2002 году выходит 6 версия – Flash MX. Добавляется поддержка видео. Благодаря этому Flash используют для видеовещания в Интернете, Получают широкое распространение видеосервисы (YouTube, Fox Interactive, Yahoo и другие).

С 2005 года, когда корпорация Adobe купила компанию Macromedia, начался новый виток развития Flash. В последующих версиях была расширена функциональность программы, усилена её безопасность и добавлена возможность работы с 3D-графикой.

В 2007 году компания Microsoft выпустила браузерную мультимедийную платформу Silverlight, работающую с .NET Framework.

Перспективы развития web-технологий

На данный момент идет разработка языка гипертекстовой разметки HTML5, стандартизация которого запланирована на 2014 год. Концепция HTML5 должна координально изменить подход к созданию web-приложений. Программная логика приложений будет максимально отделена от визуального представления. Таким образом, технологии Adobe Flash и Microsoft Silverlight отойдут на задний план. Будет изменен подход к трансляции видео.

Нам будет приятно, если Вы расскажете о нашей статье друзьям.

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.